Все игры, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, делят на две категории: творческие и игры с правилами. Сюжет творческих игр придумывают дети. Они воспроизводят впечатления об окружающей жизни, показывают отношение к событиям, явлениям, происходящим в реальной жизни, умения и опыт. Игры с правилами создают взрослые. В них заложена основа учебных и воспитательных задач.
Игры с правилами включают:
К ним относят:
Характерной чертой таких игр является удовлетворение и повышение эмоционального тонуса, проявление ярких эмоций:
Эти игры обогащают эмоциональную сферу ребенка, вызывают стремление к совместной деятельности и желание помочь товарищам. Целесообразно поддерживать детей дошкольного возраста в таких играх. Это закрепляет детскую самостоятельность, заполняет ее положительным нравственным содержанием.
Методика работы с интеллектуальными играми строится на компонентах познавательной деятельности:
Формирование мотивационного компонента должно создавать особый эмоциональный микроклимат, который стимулирует интеллектуальные чувства детей:
В ней предполагается способность детей к быстрому выбору нужной информации, умение выделить главное, связать известное с неизвестным. Для формирования процессуального компонента нужно выработать навыки дошкольников быстро включаться в работу, работать в определенном темпе, умение планировать, что нужно осуществить для выполнения задачи, определять последовательность действий.
Контрольно-оценочный компонент в познавательной деятельности играет побудительную роль. Быстрая и объективная оценка успехов ребенка дошкольного возраста в разгадывании интеллектуальных игр во многом определяет познавательную активность, стремление достичь результата.
Знакомя детей с ребусом, подчеркиваем, что это своеобразная загадка, в которой слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Своеобразие ребусного письма в том, что слова в нем обозначаются изображениями различных предметов. Рисунки могут сочетаться с буквами и различными комбинациями из букв, цифр, фигур, условных обозначений. Детям дошкольного возраста очень нравятся игры на отгадывание зашифрованных слов.
Другие статьи.
Кухни по фэншую.
Этапы строительства деревянного дома.
Виды творческих игр для детей
К популярным видам игр, требующих творческого вмешательства относят следующие занятия:- строительно-конструктивные;
- сюжетно-ролевые (их главное содержание - доступная для ребенка творческая деятельность - конструирование сооружений из разных игрушечных строительных материалов и конструкторов);
- игры-драматизации;
- игры с элементами художественной деятельности и труда, в которых дети выполняют доступные для них трудовые действия и художественное творчество.
Игры с правилами включают:
- дидактические, тесно связанные с обучением;
- интеллектуальные, которые способствуют развитию мыслительной деятельности;
- подвижные, имеющие целью двигательную активность участников;
- хороводные, для которых характерно выполнение движений под пение и музыку.
Интеллектуальные игры - это те, которые содержат в себе проблемные и логические задачи, решение которых решается в игровой форме.
К ним относят:
- загадки;
- кроссворды;
- ребусы;
- метаграммы;
- анаграммы;
- шарады;
- чайнворды.
Характерной чертой таких игр является удовлетворение и повышение эмоционального тонуса, проявление ярких эмоций:
- удивление;
- сомнения;
- догадки;
- радости открытия;
- успеха.
Эти игры обогащают эмоциональную сферу ребенка, вызывают стремление к совместной деятельности и желание помочь товарищам. Целесообразно поддерживать детей дошкольного возраста в таких играх. Это закрепляет детскую самостоятельность, заполняет ее положительным нравственным содержанием.
Методика работы с интеллектуальными играми строится на компонентах познавательной деятельности:
- содержательном;
- мотивационном;
- процессуальном;
- контрольном.
Содержательный компонент обеспечивает содержание материала, на котором создается задача. Спешное решение познавательных задач возможно, если дети обладают прочными знаниями, которые могут комбинировать в процессе разгадывания игр-загадок.
Формирование мотивационного компонента должно создавать особый эмоциональный микроклимат, который стимулирует интеллектуальные чувства детей:
- удивление;
- заинтересованность;
- увлеченность;
- интерес;
- удовольствие от осознания преодоления трудностей.
Процессуальным компонентом обеспечивается готовность детей к познавательной деятельности.
В ней предполагается способность детей к быстрому выбору нужной информации, умение выделить главное, связать известное с неизвестным. Для формирования процессуального компонента нужно выработать навыки дошкольников быстро включаться в работу, работать в определенном темпе, умение планировать, что нужно осуществить для выполнения задачи, определять последовательность действий.
Контрольно-оценочный компонент в познавательной деятельности играет побудительную роль. Быстрая и объективная оценка успехов ребенка дошкольного возраста в разгадывании интеллектуальных игр во многом определяет познавательную активность, стремление достичь результата.
Знакомя детей с ребусом, подчеркиваем, что это своеобразная загадка, в которой слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Своеобразие ребусного письма в том, что слова в нем обозначаются изображениями различных предметов. Рисунки могут сочетаться с буквами и различными комбинациями из букв, цифр, фигур, условных обозначений. Детям дошкольного возраста очень нравятся игры на отгадывание зашифрованных слов.
Другие статьи.
Кухни по фэншую.
Этапы строительства деревянного дома.